Желание попасть в Припять у меня возникло давно, но это мероприятие долго мной откладывалось по разным причинам – то подходящей компании не было, то времени не хватало.
И вот, мы с приятелем запланировали поход в ЧЗО на начало мая этого, 2011, года. За это время было куплено и опробовано почти все необходимое снаряжение. Также была совершена серия разнообразных тренировочных походов, в том числе в другие места ЧЗО. Но примерно за месяц до мая мой приятель отказался по личным причинам. Поначалу я пытался найти достойную замену, но сделать этого не удалось. Я слишком долго готовился и ждал этого похода, поэтому я решил идти туда один.
Такой поход я планировал на семь–восемь дней.
Выезд традиционно с киевской автостанции «Полесье». Два часа езды и я на месте – в одном из дальних жилых и приграничных к Зоне сел.
Дорога к окраине цивилизации.
За километр от села.Мимо села за лесом проходит ЛЭП, которая может служить хорошим ориентиром на местности.
«Энергия – Родине!» Линия электропередач государственного значения.
Угрожающе трескучая паутинка ЛЭП тянется через всю Зону.От ЛЭП я пошел через приграничный лес, который, кстати, уже слабо радиоактивен. Через километр я вышел к опушке леса.
Слева – слаборадиоактивный лес, справа – Приграничная полоса.По грунтовой дороге я прошел еще с километр к краю леса, а затем я еще около двух километров через степь по дороге и далее – прямо к границе ЧЗО.
Немного распогодилось и стало жарко.

Весна.
Насекомые.Сама граница ЧЗО в этом, как и во многих других местах представляет собой забор колючей проволоки. К югу от забора в этих местах проходит несколько мелиорационных каналов, а окружающие луга немного заболочены. Вода в них заметно скапливается уже после незначительных осадков. В этой местности высокая и густая трава, идти через которую довольно тяжело.
Южный край ЧЗО.
Остатки старого забора ЧЗО с деревянными опорами.Здесь у границы располагалось нежилое село Рубежное (названия ненаселенных пунктов изменены).
Новый забор отрезал часть местности, на которой осталось немного брошенной сельской утвари.
Дальше – запретная зона.Я прошел немного вдоль забора и, как и предполагал, нашел в нем дыру, причем такую, что в нее можно было пролезть, не снимая рюкзака.
Остатки забора в заброшенном сельском огороде.Я не без труда прошел от забора несколько сотен метров через бурелом, заросли кустарника и травы и заброшенные сельские огороды, пока впереди не показались первые уцелевшие заброшенные сельские хаты.
Сельские постройки в Рубежном.Для первой ночевки в ЧЗО я выбрал одну из хат недалеко от проходящей через село старой асфальтовой дороги. Хату я выбрал с крепкими стенами и чердаком для того, чтобы конструкция не завалилась до утра вместе со мной.
Веранда. Я занес в дом стоявший на веранде столик, на него поставил кем-то снятую некогда из окна раму и без особого труда вылез на чердак.
Интерьер хаты.Здесь я поужинал.
В крыше было два меленьких застекленных окошка. В одно из них светило заходящее солнце и по доскам крыши разливались янтарные блики. Мне стало жаль эту ускользающую красоту и я сделал фотографию заката.
Закат над чернобыльским лесом.Утром я проснулся около семи утра.
Раннее утро в Рубежном.Первая ночевка в Чернобыльской Зоне прошла удачно. Пока я завтракал, по дороге проехало два легковых автомобиля, но мне с чердака их не было видно.
Утром при нормальном освещении можно было хорошо рассмотреть содержимое чердака. Тут были глиняные и чугунные горшки, стеклянные банки, бутылки, сгнившая одежда, доски и прочий хлам, который некогда хранили хозяева на случай «а вдруг понадобится».

Кто-то очень давно собрал и засушил эти желтые цветы.Собрав вещи я вышел из дома на асфальтовую дорогу и пошел по ней к сельскому перекрестку, периодически оглядываясь и осматриваясь.
Перекресток в селе.
Начало объездной дороги вокруг села.Далее я шел по проселочной дороге, проникая глубже в южную часть Чернобыльской Зоны.
Хаты.К этому времени я выпил почти половину своего запаса воды. Других источников тут не было и я набрал воду из канала.

Канал.Дорога, по которой я шел, а также вся местность возле канала была практически полностью истоптана следами копытных животных, кабанов и косуль, которые, похоже, тут водятся во множестве. К каналу они приходят на водопой.
Где-то тут должна была быть грунтовая дорога.
Старый мост через канал.Здесь я потерял дорогу, т.к. она полностью заросла травой, и я шел какое-то время просто напролом через лес, ориентируясь по компасу. Местность тут была слабо радиоактивна, МЭДГИ составляла около 0.2–0.3 мкЗв/час. Как я уже давно заметил в ЧЗО, МЭД в лесах почти всегда немного выше, чем на отрытой местности. Это, вероятно, происходит из-за того, что лес по какой-то причине лучше сохраняет в себе радиоактивные изотопы.
Вскоре я вышел на хорошую лесную дорогу.
Лесная дорога. Так я шел по ней несколько километров. Внезапно в нескольких десятках метров впереди себя я услышал шум веток и довольно отчетливый тяжелый топот. Это была стая косуль голов в шесть–восемь. Пока я доставал фотоаппарат они за несколько секунд скрылись в северо-восточном направлении от меня.
Дальше я шел без приключений. Через некоторое время я понял, что подхожу к окраине леса. Впереди я увидел просвет и провода высоковольтной ЛЭП. Сразу за ЛЭП, согласно карте, располагалось следующее на моем маршруте село Лосиновка.
Проходящая впереди ЛЭП была одной из самых высоковольтных в этой местности. Линий тут было две и тянулись они до самой ЧАЭС.
Громада опор под свинцовым чернобыльским небом.Как дорога у ЛЭП, так и вся местность под проводами содержала массу следов копыт, в основном кабанов, а также тут было много кабаньего навоза.
За ЛЭП я обнаружил продолжение дороги, ведущей к селу, и пошел по ней. Вскоре лес стал редеть, а впереди показались первые хаты.
Дома южной окраины Лосиновки.Гамма фон тут также был немного завышен, а с учетом бета-распадов от почвы МЭД доходила до 0.6 мкЗв/час.
Дозиметрия почвы.Внутри хат все было, как и в остальных селах ЧЗО – полная разруха.
МЭДГИ в доме была около 0.13 мкЗв/час.
Интерьер кухни.Теперь же мне нужно было дождаться ночи для того, чтобы безопасно перейти мост, о чем я расскажу чуть позже. Я вскипятил воды и пообедал.
Окно на веранде.
Веранда. 

Вокруг меня было царство забвения и тишины. Покой и одиночество пропитывают этот дом и окутывают случайного путника, который зашел сюда отдохнуть. Я забыл о мерах безопасности и не заметил, как уснул.
Проспал я около двух часов. Когда проснулся, вокруг все было по-прежнему.

Отдохнув и выспавшись, я вышел из дому и пошел дальше.
В селе было несколько улиц, однако из-за растительности было трудно их различить.
Сельская улица во многих местах едва ли узнаваема.
Сараи.Когда я подходил к одному из домов, который стоял в зарослях высоких кустов, я услышал отчетливый шум веток впереди. Я не знал, что это было, порядком испугался и остановился, всматриваясь вперед. Шум продолжался, будто кто-то большой пробирался через заросли. И тут я увидел большое серо-коричневое животное среди кустов в метрах двадцати от себя. Это был лось, еще не отрастивший рога, или лосиха. Животное объедало молодые побеги. Оно было увлечено ужином и не заметило меня. В первое мгновение у меня было желание свалить оттуда, или громко кричать и топать, дабы испугать зверя. Но лось меня по-прежнему не замечал. Тогда я аккуратно и тихо достал фотоаппарат, одновременно осматриваясь, куда можно было бежать в случае агрессии животного, т. к. я не знал, как поведет себя этот лось, когда обнаружит меня.
Что изображено на картинке?Я сделал несколько фотографий, и, вероятно, лось услышал звук затвора или заметил мое движение. Он перестал есть, и стал всматриваться в мою сторону. Я знал, что лоси плохо различают неподвижные предметы, поэтому не двигался.
Лось догадывается, что спалился.Мы, таким образом, стояли некоторое время неподвижно и смотрели друг на друга. Наконец, лось не выдержал и рванул в сторону в заросли кустов. В его движениях, хрусте веток и топанье ног чувствовалась огромная сила, и я был рад, что не столкнулся с ней ближе.
Я немного успокоился и пошел дальше. Во дворе одного дома я обнаружил колодец, а рядом с ним ржавое эмалированное ведро на проволоке. В ведре были гнилые листья и трава, я вытряхнул их, набрал воды.
Дом.
Колодец.Дом, где я остановился, был небольшим, в нем была всего одна кухня, также служившая и комнатой. Было видно, что в доме не так давно были люди, т.к. я нашел там обертки от пищевых концентратов и пустые бутылки из-под водки и сигаретные пачки выпуска явно после 2000 года. Также в комнате из старых матрасов было «оборудовано» два спальных места. Тут также был стол, старая посуда, лавка, табуретки и стулья. В комнате было три окна, все стекла в них были целы.
Останки мыши, давно сдохшей в стеклянном бидоне на столе на кухне.Здесь нужно дать одно пояснение относительно моего дальнейшего маршрута. Впереди на моем пути лежал мост через Реку. Поначалу я собирался поздним вечером перейти мост и заночевать на другом берегу. Однако местность за мостом была мне совершенно незнакома, а ночью там было бы тяжелей ориентироваться. Поэтому я решил заночевать здесь, а уже рано утром, до рассвета перейти мост. Тем более, что подвернулся такой удобный вариант с ночевкой.
Сельская стоянка сталкеров.Я поужинал, запер двери и лег спать.
В четыре часа утра я вышел из заброшенной сельской хаты и пошел по улице мертвого села мимо черных очертаний брошенных домов и огородов. Вскоре я вышел на асфальтовую дорогу и пошел по ней так быстро, как только мог.
Вокруг было тихо, слышалось лишь пение редких птиц, которым не спалось в такую рань. Надо мной проплыли провода ЛЭП, а я шел дальше и дальше по мокрому асфальту.
Наконец, я подошел к перекрестку – здесь дорога, по которой шел я, примыкала к главной, на которой была видна свежая белая разметка. Затем я дошел до следующего перекрестка – впереди был виден долгожданный мост. За мостом было расположено село Заречное.
Мост. К счастью, в такую рань нормальные люди не ходят и не ездят по этому мосту, и я в одиночестве перешел на левый берег. Пока я шел по мосту, начал накрапывать мелкий дождь.
Вид на мост с левого берега.Вскоре слева показались первые дома. Я дошел до перекрестка, где главная дорога уходила вправо, а мой путь вел влево. Я прошел мимо пожарной вышки и приблизился к западной окраине села.
Окраина села.Я углубился в лес к югу и нашел дом, который, вероятно, некогда служил чем-то вроде администрации лесного хозяйства.
Комната в доме села Заречное.
Крыло перламутровки.После завтрака я сходил к реке и набрал воды. Рядом росло старое дерево, основание которого подгрыз бобер, а вокруг валялась куча стружек.
Следы деятельности бобра.
Заросли барвинка возле хаты.Я оставил осмотр местности и вышел на дорогу, по которой пошел на восток в направлении села Тупиковое.
Далее со мной произошел незабываемый случай.
День был солнечный, но ветреный. Асфальтовая дорога вела на восток через лес, и я прошел по ней несколько сотен метров. Вдруг совсем рядом сзади себя я услышал звук мотора легковой машины, который принял сперва за шум ветра в кронах деревьев. Я бросился вправо к обочине, где вдоль дороги росли молодые сосны, и упал вместе с рюкзаком в траву. С дороги меня не должно было быть видно. Судя по звуку, патрульная машина ехала небыстро, и, проехав мимо меня несколько метров, она остановилась. Я понял, что меня заметили, но, вероятно, не видели, где именно я спрятался. Что было делать? С рюкзаком далеко убежать не получится, а без рюкзака, воды и еды долго не протянешь. К тому же справа, севернее от дороги, было открытое поле и я был бы там как на ладони. Я почувствовал, как от адреналина в крови меня начало трясти. Я решил не двигаться в надежде, что меня не найдут. И тут я услышал, что машина медленно едет куда-то дальше, сворачивая с дороги. Вскоре, ее звук стих где-то южнее в лесу.
Оказалось, что впереди, метрах в десяти, был поворот на старую лесную дорогу, ведущую к селу с юго-западной стороны, куда машина и уехала. Вероятно, это были люди, приехавшие сюда на поминальный день, т. к. это был понедельник, второе мая.
Дальше я решил идти справа от дороги, где меня не будет видно. Это было значительно тяжелее, чем идти по асфальту, но можно было не бояться машин.
ЛЭП западнее Заречного, ведущая к ЧАЭС.
Воронье гнездо.Вскоре начался старый сосновый лес. Пока я шел по лесу, по дороге проехало несколько машин. Лес был мрачен. В нем было жарко и душно, а в вершинах сосен гулял ветер, от которого они громко и жутко скрипели.
Удушливый лес.Так, я прошел несколько километров. Это был тяжелый переход, т.к. часть его пришлось просто по бездорожью. В лесу было много лежащих стволов деревьев, которые приходилось обходить, что занимало немало времени и сил. Этот лес также был слабо радиоактивен.
Радиоактивный мох.Около двух часов дня я сделал длинный привал, т. к. порядком устал и проголодался.
Вскоре после перекуса консервами я вышел к открытой местности. После старого леса равнина с молодыми березами показалась сказкой.
Полесская степь.
Просека в близлежащем мрачном лесу.Тут была преимущественно лесостепь с невероятно большим количеством кабаньих следов и навоза. В одном месте я обнаружил поляну с ямами, вырытыми, словно небольшим экскаватором. Вероятно, это было дело кабаньих рыл, и от этого мне было не по себе.
Кабаньи ямы.Как-то я наткнулся на лосиные рога на земле, которые могли быть стать хорошим сувениром. Однако, я сразу откинул эту мысль, оценив их размер и вес в несколько килограмм.
Лосиные рога.Я прошел еще несколько километров. Степь казалась бесконечной. Я шел дальше и через некоторое время неожиданно для себя справа, далеко за степью и лесом я увидел антенны ЗГРЛС «Дуга».
Расстояние до Антенн около восьми километров.Вскоре на западе я увидел телеграфную линию и подошел к грунтовой дороге, ведущей, согласно карте, прямо к восточной окраине следующего на моем пути села – Проезжее.
Грунтовая дорога к югу от села Проезжее.Слева в полукилометре от меня виднелись сельскохозяйственные строения.
Заброшенные хозяйственные постройки.Здесь, как и везде в ЧЗО, была бурная растительность, правда, еще не вполне зазеленевшая к началу мая, в которой утопали остатки нежилых строений.
В отличие от Лосиновки, здесь была более плотная застройка, а сельские хаты в среднем были больше и крепче.
Крайняя улица на юге села Проезжее.
Неработающая колонка.Вечерело. Осмотрев несколько домов, я обнаружил подходящий для ночевки вариант. Это был большой каменный дом, в котором была веранда с двумя входами.
Кухня.
Окно в кухне.Для ночевки я выбрал кухню, где была дверь, застекоенное окно и мякая кушетка. Тут я и поужинал.
К тому времени было около десяти вечера и совсем стемнело. Я поставил будильник на шесть утра, залез на кушетку в спальник и сразу уснул.
На утро я почувствовал себя гораздо лучше. Я позавтракал, собрал вещи и вышел из дому. Вокруг было очень тихо.

Во дворе хаты.Погода была пасмурной. Я вышел на дорогу, пошел в северном направлении, по пути сделав несколько фотографий сельских домов.
Хата в Проезжем.Совсем скоро я подошел к асфальтовой дороге. Еще издали я услышал шум периодически проезжающих машин. Как я понял позже, это были люди, приезжавшие сюда на поминальные дни, тогда как в остальные дни тут практически никого не бывает.
Я осторожно перешел через шоссе и пошел через луг в западном направлении в поисках дороги, ведущей на север.
Впереди на моем пути над полем была видна пожарная вышка.
Дорога к северной части села.На карте в местности было обозначено озеро, но на деле от него осталась лишь кабанья лужа.
Остатки озера.Вскоре я подошел к вышке.
Пожарно-наблюдательная вышка. Дорога вела дальше на север. Это была сельская улица с большим количеством обычных одноэтажных домов в плотном окружении растительности.
Улица в северной части Проезжего.
Скелет мотоцикла.Вскоре дома кончились, дорога шла дальше через поле на север к лесу.
Хозяйственные постройки в поле на севере от Проезжего (слева на горизонте видны Антенны).Дорога вела в обход построек и вскоре достигла леса.
Лес тут сосновый с песчаной почвой.
Дорога в лесу.Так я шел через лес по дороге несколько километров. По моим прикидкам, восточнее от меня в километрах четырех должны были располагаться антенны ЗГРЛС «Дуга», но за деревьями ничего видно не было. В одном месте я свернул с дороги, прошел сотню метров через лесопосадку, и мне открылась следующая картина: к востоку простиралась лесостепь с большим количеством давно поваленных деревьев. Идти через такую местность было крайне тяжело, т. к. постоянно приходилось переступать через плотно лежащие скользкие от дождя бревна, рискуя подвернуть или сломать себе ноги.
Мертвый лес.Антенн не было видно, видимо к тому времени я уже зашел далеко на север.
Провода в лесу.Дальше я шел по дороге, слабо представляя себе, где я к этому времени находился. Вскоре лес кончился, вероятно, я достиг местности к югу от села Пустое. Деревьев тут было мало, зато было много холмов и оврагов, которые также приходилось обходить.
Холмы и овраги.Тут я увидел первый на моем пути знак радиоактивной опасности.
Радиация. Правда, МЭДГИ тут не превышала 0.3 мкЗв/час, но вполне возможно, что все радиоактивное тут было закопано.
Я шел дальше на север и вскоре дошел до небольших озер с прозрачной водой, заросших камышом. Озер тут было много, а местность вокруг них была довольно чистая: МЭД у почвы возле воды была не больше 0.15 мкЗв/час. Я набрал тут воды.
Иногда здесь попадалась брошенная техника – трактора, бульдозеры, прицепы, большие емкости для воды.
Техника в степи.Дальше я шел на север через пересеченную местность. Тут было множество озер и болот, а почва была глинистая, почти красного цвета.
Котлован.Я шел дальше и дальше, в надежде выйти на асфальтовую дорогу ведущую на Припять. Но дороги все не было, а вокруг были лишь заболоченные луга и лес.
Дело шло к вечеру и начинала заметно проявляться усталость от продолжительного физического и морального напряжения. От этого, а также от неточного представления о своем местонахождении и от незнания, что ждет меня впереди, я спрашивал себя, правильно ли я вообще сделал, когда решил сюда идти?
МЭДГИ здесь была завышена, доходя местами до 6 мкЗв/час.
Гамма фон северо-восточнее села Пустое.В одном месте слева от линии проводов совершенно неожиданно для себя я увидел старую асфальтовую дорогу, которая была в метрах тридцати от меня.
Дорога на Припять.Я вышел на шоссе и прошел по нему несколько сотен метров до поворота налево. С этого места к востоку была видна открытая местность, а чуть дальше проходило три жужжащих линии электропередач 330 кВ, идущих строго на восток к ЧАЭС. А на горизонте за лесом я увидел то, к чему стремился, и что, безусловно, стоило всех моих усилий.
Догадайтесь, что это.Отсюда до электростанции было около шести километров.
Одна из градирен южнее станции.Я пошел по шоссе дальше. МЭДГИ на этой дорге доходила до 10 мкЗв/час.
Вскоре я свернул на грунтовую дорогу налево, прошел по ней немного и остановился на небольшой привал. Здесь также было радиоактивно. Не смотря на усталость, я не рискнул тут садиться, а лишь снял рюкзак. Тут произошло одно интересное событие.
Я стоял в леске под березой с бутылкой воды в руке и принимал радиационные ванны. С дороги меня не было видно, а вокруг не было ни души. Вдруг я отчетливо услышал звук автомобиля, который медленно ехал и остановился чуть впереди того места, где я свернул в лес. Из машины кто-то вышел и хлопнул дверью, а через некоторое время раздался тихий хруст веток. Возможно, это был патруль, который заметил меня и теперь они шли по моему следу. Но как они меня могли заметить?! И что было делать? Ломиться дальше через лес означало однозначно выдать себя шумом. Я решил подождать, осторожно запихал бутылку в рюкзак, одел его и приготовился смываться. Было тихо, напряжение возрастало. Но через некоторое время я услышал, что человек снова сел в машину. Машина завелась и уехала. Просто это кто-то выходил на обочину по нужде. Нет, ну что за люди?!! Неужели они не знают, что на территории ЧЗО запрещено сходить с асфальтовой дороги, а тем более ходить по траве и земле?!! Знают, но игнорируют!
Дальше я прошел несколько сотен метров через лес и вышел к шоссе, идущему параллельно железнодорожной линии Вильча – Янов, расположенной где-то севернее.
Обочина шоссе к югу от Припяти.Совсем скоро я подошел к заброшенной грузовой станции.
Рядом с грузовой станцией железной дороги близ Янова.Затем я поднялся на железнодорожную насыпь и перешел многоколейную железную дорогу.
Вид в сторону ж/д. станции Янов.Я никак не мог отделаться от ощущения, что совсем недавно здесь работали люди, просто сейчас они куда-то разошлись. Но тут не было никого, лишь мертвая железнодорожная техника.
Пассажирские вагоны.Затем я пошел по старой асфальтовой дороге мимо каких-то технических зданий, забора из колючей проволоки, ограждающего сосновую лесопосадку, и вскоре вышел к заброшенному КПП на дорожном перекрестке.
Проезд закрыт.
Я запечатлел себя на память возле знакового места.Дальше я пошел по направлению к городу.
Вдоль дороги.
Электрическая подстанция.
На окраине Припяти.Так встречала меня Припять.
Продолжение следует...Больше фотографий можно посмотреть тут.